Выбор ковра, с которым не "пролетишь"

Итак, имея представление о том, как эволюционировала технология изготовления ковров, вы решили приобрести самый-самый настоящий ковер, на котором не погнушался бы полетать сам Старик Хоттабыч, и при этом вовсе не желали бы "пролететь" с приобретением. Прежде всего, целесообразно иметь ясное представление о том, для каких целей приобретается ковер. Если ковровое покрытие можно покупать просто, чтобы было, как у других, а то и лучше, то при выборе ковра ручной работы такой подход нецелесообразен.

Эта статья вряд ли будет полезна коллекционеру антиквариата, который и без посторонней помощи способен оценить, стоит ли предлагаемое ему изделие вложения сотен, тысяч или даже десятков тысяч долларов. А именно с таким разбросом цен имеют дело собиратели раритетов. Тем же, кто о коврах знает только то, что готов вложить в них солидный капитал, мы настоятельно рекомендуем в случае каждой конкретной покупки обращаться за консультацией к специалистам.

Кроме антиквариата, как известно, существует и современное производство ковров ручной работы. Конечно уже трудно встретить такие, что вытканы на шерстяной основе или окрашены натуральными красителями. Тем не менее, встречаются настоящие  ковры, изготовленные по более или менее традиционной технологии. Критериев для выбора того или иного ковра существует много, но наиболее очевидными для покупателя были и остаются, кроме линейных размеров, наличие и высота ворса, количество узелков на единицу площади и характер рисунка.

Что касается высоты ворса, то, как вы увидите ниже, ковер с самым длинным ворсом окажется не самым лучшим приобретением. Ворсистый ковер потребует, чтобы его повесили на стену или положили на пол в таком месте, где по нему будут не слишком часто ходить - ворс постепенно вытирается. Не говоря уже о том, что на него нельзя ставить мебель - придавленный ворс сохранит отпечатки ее тяжелых ножек на всю свою жизнь. Ни в коем случае ковром нельзя застилать диван. Текстильная структура имеет свойство необратимо вытягиваться в местах, на которые регулярного давят (как на коленках брюк). Безворсовый ковер - килим - более устойчив к разного рода нагрузкам и физическим воздействиям. Однако, если вы решите расстелить его в прихожей, вам понадобится специальная резиновая подстилка, иначе килим будет скользить под ногами.

По поводу плотности ковра, определяющейся количеством узелков, приходящихся на один квадратный дециметр, можно сказать, что чем больше узелков, тем ковер плотнее и наоборот. Большее количество узелков на одной и той же площади позволяет сделать рисунок более детальным. И только то. В том смысле, что никакого превосходства в качестве более плотных ковров по сравнению с менее плотными не существует. В отличие от разницы в цене, которая тем выше, чем больше трудозатрат на вязание шерстяных узелков в пределах каждого квадратного дециметра.

В отношении рисунка у покупателей не должно быть иллюзий. Если еще в прошлом веке специалисту не составляло труда определить по рисунку не только страну, где был изготовлен ковер, но и какой народностью, то теперь ситуация заметно изменилась. По рисунку можно узнать лишь то с каких ковров сделана реплика. В Италии делают "шираз" и "бухару" с тем же успехом, что и в Курске. Вдаваться в подробности эволюции цветовой гаммы и орнамента ковров мы не будем, скажем только, что их происхождение имеет самые древние, языческие корни и поэтому, как узорчатая резьба русских изб или пестрая вышивка на одеждах бурят, таит в себе систему символов-оберегов от злых духов. 

Разумеется, для подавляющего большинства современных покупателей рисунок представляет исключительно эстетический интерес. Темно-красные тона и сравнительно мелкий, теряющийся при незначительном от него удалении, рисунок специфичен для "туркменских" ковров. Только при тщательном их рассмотрении в графическом ритме полосок и линий вдруг обнаруживается зооморфный или растительный орнамент.

Броские медальоны геометрического рисунка украшают ковры, производившиеся в Азербайджане. Они ярки, нарядны и обращают на себя внимание в любом интерьере. Так же велики, но не столь пестры медальоны персидских ковров. В плавности их рисунка материализованы флористические фантазии из сказок Шахерезады, поверхность ковра будто усыпана розами Шираза. Можно говорить о рисунках русского ковра с растительными орнаментами и букетами цветов, казахского ковра со специфичной символикой и зооморфными стилизациями, о рисунках ковров народов северного Кавказа и так далее. Но повторю, что все эти рисунки давно уже стали космополитами и выбор того или иного определяется исключительно эстетическими пристрастиями покупателя, либо требованиями интерьера, для которого предназначен ковер.

Так их теперь еще и обслуживать надо?!

Выбор и покупка ковра - это, несомненно, очень ответственный момент для его будущего владельца. Однако нельзя забывать и о том, что купить - только полбеды. Другую половину составляет обслуживание ковра. Проще всего обслуживаются ковры, которые мы отнесли к антикварным и старинным. Дело в том, что в процесс их выделки включался этап агрессивной предэксплуатации. Другими словами, сотканные ковры вымачивали, вытаптывали, высушивали и выветривали, чтобы потом они не сели при стирке и имели гарантию устойчивости к различным физическим воздействиям. Нынешние технологии обработки утратили последнюю стадию, и стакан чая, случайно опрокинутый на  современный ковер, наверняка окажется причиной досадного изменения его строгой геометрии. 

Поэтому прежде, чем начать эксплуатацию нового ковра, лучше отнести его в мастерскую, где производится их влажная обработка. Хочу обратить внимание: именно влажная обработка, поскольку в большинстве химчисток, принимающих ковры, чистку производят "всухую", продувая их перхлорэтиленом. И дело не в том, что такая технология не только не позволяет вычистить ковер, но и насыщает его хлоркой, а в том, что она не оказывает никакого протективного действия на его текстильную структуру. Намоченный фрагмент после сухой чистки будет "садиться" не менее интенсивно, чем до нее. 

Выше я несколько раз употребил не слишком привычное словосочетание "обслуживание ковра". Это скорее термин из лексикона службы быта, но именно им пользуются наши консультанты, говоря обо всем комплексе взаимоотношений хорошего хозяина ковра со своим подопечным. Нетрудно догадаться, что одной из наиболее регулярных операций "обслуживания" должна быть чистка пушистого красавца. Кстати о пушистости. Длинноворсовые ковры, производством которых увлекаются страны Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония), практически невозможно сдать в чистку: никто почему-то не берется вычесывать грязь из их лохматых недр. Оказывается все дело в гигроскопичности этой самой грязи.

Привычка чистить ковры в нашем отечестве носит преимущественно случайный характер. О необходимости почистить пушистую гордость интерьера мы вспоминаем в тот день, который для европейца был бы днем ее похорон. Тем не менее мы рискнем дать рекомендацию регулярно чистить ковер, даже если он выглядит совершенно чистым. Дело в том, что пыль и грязь, которые волей-неволей набиваются в основание ворса, обладают гигроскопическими свойствами, то есть умеют извлекать влагу из воздуха. Особенно при заметных перепадах дневных и ночных температур (в некондиционируемых помещениях). Влага, в свою очередь, обладает вместе с грязью способностью создавать вполне приемлемые условия для жизни и процветания грибков (то есть плесени). 

Выколачивая ковер на снегу, пылесося его с помощью моющего пылесоса, мы, убирая часть грязи, добавляем влаги голодающим грибкам. Чем больше ворс, тем глубже грядки для аспергиллов и пенициллов, и тем печальнее последствия для ковра. Шерсть, правда, является настолько прочной биологической структурой, что продукты метаболизма плесени практически не оказывают на нее своего коварного воздействия. Но вот о хлопковой основе ковра этого сказать нельзя. Она постепенно сгнивает, хотя внешне это практически незаметно. Поэтому, в дополнение к предыдущей рекомендации, еще одна: чистить ковер нужно не просто регулярно, а еще и в мастерской, способной его промыть и тщательно просушить.

Кое-что о бабушкиных коврах и ковриках

Остерегитесь поспешных радикальных решений, если вам вдруг удалось наткнуться в темном бабушкином чулане на некий безвестный коврик, который может украсить, на ваш взгляд, только ближайшую мусорку. Обратитесь за консультацией к специалисту. В случае, если ценность ковра невелика, и затраты на реставрацию окажутся нецелесообразными, из уцелевших фрагментов вполне можно сделать подушки на диван, чехлы для пуфиков или восточных скамеек. Если же вам повезет, и вы окажетесь обладателем раритета, ковер необходимо будет восстановить, что по силам только опытному реставратору. Мы хотели было продемонстрировать на снимках участки ковров, восстановленных в мастерской Бушуевых, но увидев результаты их работы, отказались от своей идеи. 

Фотография не в состоянии передать различия между "родной" структурой и восстановленным фрагментом. Их с трудом различает глаз. Легко догадаться, что такой результат получится далеко не у всякого, кто решит вдруг взяться за восстановление прорех на ковре своими силами. Однако самостоятельная фиксация поврежденных участков ковра окажется вовсе не лишней. Это делают с помощью лоскутков, ниток и швейной иглы. Лоскутки накладывают заплаткой на дыру с двух сторон и пришивают широкими стежками по всему периметру так, чтобы нитки прошили ковер по неразрушенной, прочной структуре. По краю ковра лоскуток накладывается и пришивается так, чтобы один его край закрывал поврежденный участок с лицевой стороны, а другой с изнаночной.

Ну, и в заключение о коврах вообще...

Прочитавший статью может спросить себя, стоит ли овчинка выделки, есть ли смысл тратиться на настоящие ковры, если с ними столько хлопот. Кстати, ковер машинной работы требует ничуть не меньшего ухода. Но главное не это, и даже не то, что он представляет собой один из тысяч точно таких же экземпляров. В этих изделиях нет тепла человеческих рук, в них не заложена энергетика творчества. Впрочем, если вы материалист и не верите в подобные пустяки, существует и вполне земной аргумент в пользу приобретения настоящего ковра. Не говоря уже об антикварном, современный ковер ручной работы когда-нибудь станет старым, "настоится", "заматереет" и заметно подорожает. Ваши правнуки и праправнуки сумеют оценить это по достоинству. Что же касается машинного, то со временем он просто-напросто превратится в хлам.

Комментарии

Лови момент! Подпишись на рассылку — будь в курсе всех акций и скидок!