Виды орнамента на персидских коврах

Тканые изделия издавна украшали рисунками и узорами. Восточные ковры сохранили свои исконные черты до наших дней. Они имеют сакральное значение, отражают культуру, быт и традиции.


Орнаменты восточных ковров

Изображения на напольных покрытиях, выполненных иранскимимонгольскимитурецкими, казахскими мастерами, делятся на три большие группы:

  • Геометрические. Ромбы, треугольники, зигзаги многогранных и меандровидных фигур являются ведущими практически всех плетеных и тканых изделий Востока. Они характеризуются пропорциональным делением, равновесием элементов. Орнаментальные рисунки геометрического ковра нередко образованы волнистыми, спиралевидными, прямыми линиями.
  • Анималистические. Ислам запрещал изображать животных, что привело к появлению огромного количества стилизованных изображений. Достаточно знать, как называется узор, украшающий восточные ковры у одних этносов, чтобы интуитивно догадаться, что он означает. Самый распространенный орнамент — «бараньи рога» (по-казахски «қошқар мүйіз», а по-киргизски «кочкор муйуз»). Схожесть звучаний обусловлена тюркским происхождением языков.
  • Растительные. Представляют собой элементы листьев и пальметты (веерообразный лист жимолости, аканта, пальмового дерева). бутонов, трилистников. Символизируют единство, плодородие, вечное обновление, а также изобилие. Пальметта нередко изображается совместно с вьющимся стеблем.
  • Космогонические. Универсальные древнейшие узоры, украшающие ковры у восточных народов. Это спираль, олицетворяющая вечное движение, крестовина, символизирующая четыре стороны света, солярный круг — солнце. Другие небесные тела тоже присутствуют, но гораздо реже.

Не каждый элемент имеет символическое значение. Некоторые просто являются декоративным украшением.

Типы орнаментов восточных ковров

Рисунок напольных персидских, монгольских, казахских, киргизских покрытий может восприниматься как целостный, либо обособленный элемент:

  • Медальон. Встречается чаще всего на коврах производства Иран. Орнамент расположен по центру и образован мелкими элементами (цветы, ветки и так далее). Бывает круглым, ромбовидным, овальным.
  • Михраб. Представляет собой нишу мечети. Является самостоятельным рисунком, чаще всего дополненным растительным узором.
  • Авшан. Повторяющийся по всей поверхности орнамент. Встречается на изделиях без центральной части.
  • Гомбад. Напоминает собой медальон, но форма острая, а не закругленная или обтекаемая.
  • Хешти. Выполнен в виде квадратов, расположенных в шахматном порядке, когда присутствует чередование оттенков либо рисунков.

Изделия редко перегружены деталями. Обычно присутствует один-два основных узора.

Орнамент персидского ковра

Персии сегодня уже нет, но определение продолжает существовать и используется в качестве описания паласов, производимых в Иране. Технология и традиции сохранились. Это особенно актуально для изделий, сотканных в мастерских, работающих больше сотни лет.

Классическими узорами настоящего персидского ковра являются:

  • Афшан. Представляет собой россыпь из мелких цветов, разработанных по полотну, и «ислими» — арабески листьев, бутонов на вьющихся побегах и стеблях.
  • Баги. Изображает парк с сопутствующей флорой. Нередко присутствуют ручейки. Орнамент схематический, а не реалистичный.
  • Гульдани. Большая или несколько маленьких ваз с роскошными цветами. Отличается буйством красок.
  • Дерахти. Центральную часть изделия занимает дерево с переплетающимися побегами и ветками, стремящимися ввысь.
  • Лачак-торандж. В углах находятся изображения треугольников, а по центру красуется медальон абсолютно любой формы.
  • Гулистани. Цветник с декоративной флорой. Характеризуется заполнением основного поля афшаном.
  • Джангали. Анималистическое изображение обитателей дикой природы, преимущественно из джунглей.
  • Мехраби. Молитвенная ниша в стенах мечети, которая обращена по направлению к Мекке.
  • Тальфики. Представляет собой сочетание нескольких рисунков. Обычно это два-три персидских элемента.
  • Мохаррамат. Вертикальные либо горизонтальные полосы (колонны, ремни), повторяющиеся рядами. Обычно имеют разные оттенки.
  • Шекаргах. Охотничья сцена чаще всего встречающаяся на коврах Кум, а также Исфахан.
  • Тасвири. На медальоне изображен портрет известной (выдающейся) личности на фоне архитектурного сооружения либо с записанными изречениями на бордюре.

Многообразие позволяет создавать поистине оригинальные творения. Большинство изделий выполняются в единичном экземпляре или ограниченной коллекцией.

Комментарии

Лови момент! Подпишись на рассылку — будь в курсе всех акций и скидок!